Ведущий курса: Алексей Анатольевич Лебедев (Волгоград), врач психиатр – психотерапевт, старший преподаватель ВолгГМУ, практический психолог – арт-терапевт, действительный член Общероссийской психотерапевтической лиги (ОППЛ), аккредитированный консультант в методе арт-терапия, почетный член Российской арт-терапевтической ассоциации.
Теория
Арт-терапия: определение, история, современное состояние. Арт-терапевтическое образование, сферы применения.
Методология арт-терапии. Формы и модели арт-терапии. Механизмы и факторы терапевтического действия.
Арт-терапевтическая среда, изобразительные средства и материалы.
Арт-терапия, как динамический процесс с наличием характерных этапов (подготовительный, начальный, переходный, основной, завершающий) и уровней терапевтических изменений (динамика художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом, положительные терапевтические эффекты).
Программа клинической системной арт-терапии (КСАТ) пограничных психических расстройств, реализуемая на основе этапного принципа – как эффективный терапевтический, развивающий и обучающий инструмент арт-психотерапии.
Цели, задачи и особенности организации арт-терапии на подготовительном и начальном этапах.
Практика
Основные техники подготовительного и начального этапа.
- Тест Сильвер («Нарисуй историю»)
- Арт-терапевтический бланк комплексной самооценки психоэмоционального состояния – (КСПЭС)
- «Поочередное рисование. Диалог в парах без слов» (работа в паре).
- Варианты упражнения «Каракули» и «Каракули с доработкой»
-«Ресурс из детства» («Наиболее яркое воспоминание детства»)
- «Автограф»
Дополнительные техники подготовительного и начального этапа.
- Варианты упражнения «Каракули с доработкой» (работа индивидуально и в паре.)
-Тест Сильвер («Нарисуй историю») –вариант «Б»
- Акватипия
- Идеальный город (Групповая работа)
Модуль второй
Теория
Групповая арт-терапия. Формы интерактивной групповой арт-терапии (студийная, динамическая, тематическая)
Клиническая системная арт-терапии (КСАТ) современная отечественная разработка арт-психотерапии (Копытин А.И.).
Применение КСАТ для лечения пограничных психических расстройств. Обоснование и построение программы арт-терапевтического вмешательства с позиций современной биопсихосоциальной парадигмы в медицине и психотерапии.
Основные задачи и мишени лечебного и развивающего применения КСАТ.
Поэтапная программа и общий тематический план групповых арт-терапевтических занятий КСАТ.
Основные цели, задачи и особенности практической работы переходного и основного этапа арт-терапии.
Практика
Техники переходного этапа
- «Образ отрицательного и положительного чувства»
-«Образ отрицательного и положительного чувства с доработкой и модификацией партнером» (нейтрализация негативного чувства и усиления позитивного).
Техники основного этапа
- «Моя проблема (болезнь) и моя цель (жизнь без проблемы или болезни)
- «Моя жизнь после выздоровления (решения проблемы)».
- «Четыре предмета»
- «Метафорический автопортрет».
- «Ресурсный эпизод» («Наиболее яркий эпизод жизни»).
- «Дигитальная история».
- «Поочередное рисование по кругу».
- «Образ будущего» («Назад в будущее»)
Модуль третий
Теория
Задачи, особенности практического выполнения и техники завершающего этапа арт-терапевтического процесса.
Оценка эффективности арт-терапии (самоотчеты клиентов, экспериментально- психологические методы, статистические исследования.)
Транстеоретический подход, организационно-тактическая гибкость и активизация саногенетического потенциала арт-терапии, как важнейшие условия оптимизации и повышения ее эффективности.
Влияние специфики клиентской группы (нозологические, гендерные, профессиональные, возрастные особенности), условий работы, закономерностей групповой динамики, приемов фасилитации арт-терапевтического процесса и других факторов на его развитие и общий результат.
Современные технические возможности арт-терапии, связанные с использованием нетрадиционных материалов, средств современного искусства и полимодальных подходов.
Практика
Завершающие и дополнительные техники основного этапа
- Варианты «Реалистического автопортрета»
- Варианты «Ресурсных эпизодов» (из различных возрастных этапов или сфер жизни).
- «Жизненный путь».
- «Я и не Я» (техника коллажа)
- «Мир глазами противоположного пола» (техника коллажа).
Основные техники завершающего этапа
- «Личный герб»
-«Поочередное рисование в парах на тему «что такое арт-терапия» «мой опыт в групповой арт-терапии».
-«Метафорические портреты (пожелания) других участников группы и ведущего группы».
- «Свободная тема». (Выражение личных потребностей, завершение незаконченных дел и т.д.)
- Тест Сильвер «Нарисуй историю» (вариант-Б).
-Итоговая выставка.
Дополнительные и полимодальные арт-терапевтические техники.
-Техника «направленной визуализации»,
-техники средового (экологического) подхода арт-терапии,
- изобразительная работа в сочетании с поэзией, музыкой и др.
Формат: три модуля по три дня. Время проведения: пт. 17.00 - 21.00; сб., вс. 11.00 - 20.00 час.
Сроки проведения: осень-зима 2023-24 года.
Сертификация: после первого и второго модуля - свидетельство участия от Омского отделения ППЛ, по окончании курса выдаётся сертификат Российской арт-терапевтической ассоциации о прохождении теоретической и практической подготовки по арт-терапии в объеме 72 часов.
Взнос на проведение одного модуля: 8800 руб. Студентам и членам ППЛ - 300 руб. Скидки суммируются.
Сервис: базовый.